Металлические каркасы активно применяются в строительстве. Они универсальны и способны выдерживать значительные нагрузки.

Основными сферами их использования выступают:
- Склады и ангары. Быстровозводимые металлические каркасы идеальны для логистических и производственных объектов благодаря своей высокой прочности и экономичности.
- Производственные помещения. Металлоконструкции позволяют разместить тяжелое оборудование и поддерживать необходимую высоту потолков.
- Жилые здания. Металлические каркасы используются для строительства современных многоквартирных домов и таунхаусов. Они позволяют воплощать сложные архитектурные решения и гарантируют прочность и устойчивость сооружения.
Особенности
Металлокаркас представляет собой систему несущих элементов, обеспечивающих прочность и жесткость конструкции. При грамотном расчете и соединении составляющих частей каркас способен выдерживать разные нагрузки.

Одним из главных аспектов проектирования является обеспечение пространственной жесткости. Она достигается благодаря равномерному распределению нагрузок и устойчивости узлов. Это гарантирует защиту сооружения от деформаций под воздействием внешних сил (ветра или снега) и повышает устойчивость к сейсмическим воздействиям.
При проектировании каркасов специалисты используют пространственные расчеты, чтобы оптимально распределить нагрузки и правильно подобрать элементы.
Чтобы безошибочно определить параметры и выбрать оптимальные материалы для каркаса, проводятся предварительные инженерные расчеты:
- Поперечных элементов. Поперечные рамы обеспечивают жесткость конструкции и стойкость к изгибающим нагрузкам.
- Продольных элементов. Продольные связи противодействуют ветровым нагрузкам, защищая здание от боковых воздействий. Сюда входят покрытие кровли, прогонные элементы для стен и подкрановые балки.
Металлокаркас состоит из следующих конструктивных элементов:
- Несущие колонны и балки. Основные части, на которых держится вся конструкция, обеспечивают стойкость и прочность.
- Поперечные и продольные связи. Препятствуют изгибу и скручиванию каркаса под воздействием ветровых и других боковых нагрузок, добавляя пространственную жесткость.
- Фасадные и стеновые ограждения. Фахверковые конструкции поддерживают стеновые панели и обеспечивают защиту от внешних факторов.
- Лестницы, площадки и кронштейны. Облегчают доступ и обеспечивают безопасность внутри здания.
Вдоль и по покрытию сооружения монтируется система связей. Это структурные элементы, связывающие части каркаса между собой и увеличивающие жесткость и устойчивость здания. Данная система предотвращает смещение конструкции при внешних воздействиях.
Для соединения частей используются такие методы:
- Болтовые соединения. Просты в установке и могут быть разобраны при необходимости.
- Сварка. Обеспечивает прочное скрепление, однако требует высокой квалификации рабочих.
- Заклепки. Применяются в конструкциях с динамическими нагрузками, где болтовые соединения могут ослабнуть.
Преимущества и недостатки металлокаркасов
Среди преимуществ металлокаркасов выделяют:
- Экономичность. Стоимость металлических конструкций может быть ниже бетонных или каменных аналогов. Прежде всего это касается применения ЛСТК.
- Одновременную прочность и легкость. Благодаря своей легкости и высокой прочности металлокаркасы снижают нагрузку на фундамент. Именно поэтому они часто используются в ходе строительства на слабых грунтах.
- Заводское изготовление. Конструкции производятся на высокоточном оборудовании. Это уменьшает риск ошибок на строительной площадке и гарантирует экономию времени.
- Огнестойкость и защиту от коррозии. Металлические конструкции можно защитить с помощью огнестойких и антикоррозийных покрытий. Это увеличивает их срок службы и устойчивость.
- Архитектурные возможности. Металлокаркасы позволяют реализовать сложные архитектурные проекты, включающие открытые пространства и нестандартные формы.
К минусам металлокаркасов относят:
- Высокую теплопроводность. Металлические конструкции быстро теряют тепло, требуя дополнительной теплоизоляции. Проблема особенно актуальна для холодных регионов.
- Подверженность коррозии. Без защиты металл ржавеет, из-за чего уменьшается срок службы сооружения. Применение антикоррозийных покрытий или нержавеющей стали помогает решить проблему, но увеличивает затраты.
- Высокую стоимость по сравнению с деревом. Хоть металлические каркасы и дороже деревянных, они прочнее и долговечнее. Поэтому расходы оправданны.
- Необходимость квалифицированного монтажа. Установка металлокаркасов требует точных расчетов и участия профессионалов. Любые ошибки могут снизить уровень безопасности конструкции.
Классификация металлокаркасов
Выделяют несколько видов металлокаркасов:
- для быстровозводимых конструкций;
- несущие;
- арматурные.
Металлокаркасы для быстровозводимых сооружений часто встречаются в промышленности, торговле и логистике. Они представляют собой конструкции, состоящие из стандартизированных элементов (балок, колонн, прогонов). Их легко транспортировать и собирать на месте. Такие каркасы особенно популярны при строительстве ангаров, торговых павильонов и складских помещений.
К их особенностям относят:
- Легкость монтажа. Быстровозводимые металлокаркасы разрабатываются так, чтобы все элементы можно было собирать и закреплять без сложных инструментов.
- Мобильность. Конструкции можно перемещать, при необходимости – демонтировать и устанавливать на новом месте.
- Экономию времени и затрат. Каркас не требует тяжелой техники для сборки, позволяя существенно снизить расходы на строительство.
Несущие металлокаркасы считаются основой сооружений, обеспечивая их структурную устойчивость. Такие устройства предназначены для больших нагрузок и часто применяются в зданиях с большими пролетами и этажностью.
Их основными компонентами выступают:
- Вертикальные стойки – основной несущий элемент, который принимает на себя вес здания.
- Горизонтальные ригели – соединяют вертикальные стойки и передают нагрузку на колонны.
- Связи – продольные и поперечные. Обеспечивают жесткость и устойчивость конструкции, предотвращая изгибы и деформации.
Арматурные каркасы используются для армирования железобетонных конструкций, увеличивая их прочность.
Существует три типа арматурных металлокаркасов:
- Сварные – готовые блоки из арматуры, сваренные между собой. Такие каркасы обеспечивают равномерное распределение нагрузок.
- Линейные – применяются для усиления продольных и поперечных элементов и позволяют создавать конструкции со сложной геометрией.
- Объемные – используются для крупных железобетонных конструкций. Состоят из нескольких слоев арматуры, соединенных между собой. Применяются для построек с большими объемами бетона.
Классификация металлокаркасов для быстровозводимых сооружений
Для таких сооружений предусмотрено два варианта каркасов – из легких стальных конструкций (ЛСТК) и легких металлоконструкцией (ЛМК).
- ЛСТК представляют собой тонкостенные профили из оцинкованной стали. Они характеризуются высокой прочностью при незначительном весе. Применяются при строительстве жилых домов, офисов, спортивных комплексов.
- ЛСТК не требует сложного фундамента, сокращая время и затраты на строительство.
Преимуществами таких конструкций считаются:
- Энергоэффективность. Стены из ЛСТК обеспечивают высокую тепловую изоляцию, уменьшая затраты на отопление и кондиционирование.
- Универсальность. Подходят для возведения сооружений разной конфигурации и этажности.
- Неприхотливость. Монтаж возможен в любое время года и вне зависимости от погодных условий.
ЛМК — это легкие конструкции из стального профиля, используемые для возведения сооружений с огромными пролетами (стадионов, аэропортов). Они значительно уменьшают общий вес здания и обеспечивают высокую прочность благодаря рациональному использованию материалов.
Среди их особенностей выделяют:
- Экономию материала. ЛМК позволяют оптимизировать расходы за счет применения облегченных профилей.
- Устойчивость к нагрузкам. Позволяют создавать просторные интерьеры без дополнительных опорных элементов.
- Универсальность. Могут быть интегрированы в здания различных форм и размеров.
Особенности монтажа металлокаркаса
Монтаж начинается с установки колонн, которые являются основными вертикальными опорами каркаса. На первом этапе необходимо поддерживать эти конструкции в вертикальном положении до их окончательной фиксации. Поэтому на время установки формируют временные связи, которые удерживают колонны и предотвращают их наклон. После выравнивания опор и подтверждения вертикальности их закрепляют с применением анкерных болтов.
Далее начинается монтаж ферм рядовых рам. Они гарантируют прочность металлокаркаса и позволяют распределять нагрузку на колонны и перекрытия. Первая ферма удерживается вертикально с помощью специальных траверсов и строп.
Фермы устанавливаются с точностью до миллиметра и закрепляются на верхней части колонн, создавая устойчивую структуру.
Затем начинается монтаж каркаса торцевых стен. Прогоны и распорки фиксируются по периметру, гарантируя требуемую жесткость. Затем каждая конструкция проверяется с помощью уровня и отвеса. Такой контроль нужен для обеспечения точности процесса.
Следующий этап — кровельные прогоны. Они устанавливаются на верхнем уровне каркаса, способ зависит от типов ферм и колонн. Прогоны монтируются в соответствии с утвержденными схемами, которые определяют места фиксации. Они должны выдерживать вес кровельных материалов, снеговую нагрузку и возможное оборудование.
Защитные покрытия металлокаркаса
Защитные покрытия продлевают срок эксплуатации металлокаркасов, предохраняя их от коррозии и внешних воздействий. В частности, выполняется покрытие слоем цинка или хрома. Оцинковка и хромирование защищают металл от коррозии в условиях повышенной влажности.
Оцинковка горячим способом предусматривает погружение элементов в расплавленный цинк. В результате создается прочное покрытие и гарантируется защита от повреждений. Покрытие хромом обеспечивает дополнительную устойчивость к коррозии. Хромирование актуально для конструкций, расположенных в агрессивной среде.
Существует несколько методов покрытия металлических конструкций:
- Погружение в горячий металл. Формируется слой металла, который дает защиту от ржавчины.
- Осаждение солей. Химическая реакция создает защитный слой, подходящий для тонких элементов.
- Газотермическое напыление. Тонкий слой покрытия наносится при высокой температуре.
- Плакирование. Защитное покрытие сплавляется с металлом каркаса, повышая устойчивость к коррозии.
Органические покрытия (краски, лаки и полимеры) также эффективно защищают металлические конструкции от агрессивных сред – влаги, солей и химических соединений. Лаки и краски заполняют микропоры на поверхности металла и предотвращают проникновение влаги. Полимеры образуют плотный слой, устойчивый к ультрафиолету и химическим воздействиям. Оксидирование предусматривает покрытие металла оксидами (например, оксидом железа или алюминия), которые обеспечивают дополнительную защиту от коррозии.
Большинство перечисленных методов применяется в заводских условиях. В быту обычно используются краски либо лаки.
27.12.2024